главная зимние пейзажи остальные пейзажи как связаться другие статьи

Новые реставраторы икон. Московский корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Сет Майданс посвятил статью возобновленному в России процессу реставрации древних икон и спору Русской Православной церкви и светских музеев по поводу места их хранения.

«С падением коммунизма в 91 году, в России происходит бум в области писания и реставрации икон, - пишет журналист. - Живущая в Бостоне иконописица Ксения Покровская утверждает, что всюду в городах и российской глубинке работают многочисленные иконописцы и реставраторы. Их тысячи. «Это весна церковного искусства», - говорит она.

Нередко под слоем потемневшей от времени олифы реставраторы обнаруживают произведение великого анонимного мастера. Порою искусные реставраторы находят шедевры древнерусского искусства скрывающихся под слоями красок более позднего письма.

Сотрудник реставрационного отделения Государственного исторического музея Алексей Хетагуров недавно обнаружил совершенно уникальную по своим эстетическим качествам икону конца XVII века Богоматерь «Несекомая гора». «Это поистине великое произведение искусства, - говорит Хетагуров, - не меньше Моны Лизы. Ее глаза явственно выражают светлую радость».
«Появление нового поколения реставраторов, - продолжает корреспондент «Нью-Йорк Таймс», - напоминает период столетней давности, когда в России возобновился интерес к древнему церковному искусству. Тогда старинные иконы собирали в коллекции и реставрировали. Однако возрождение интереса к древнерусскому искусству в начале XX века сменилось жестоким советским иконоборчеством, в ходе которого были уничтожены не только многочисленные произведения религиозного искусства, но вместе с ними и тысячи священнослужителей и простых верующих».

«В советское время были уничтожены десятки тысяч икон, - отмечает Ксения Покровская. - До наших дней сохранилась лишь часть от общего числа созданных в дореволюционной России икон. Но даже эта оставшаяся часть представляет собою огромное количество».

Одновременно с бумом иконописания и реставрационных работ идет спор вокруг значения религиозного искусства и его места в культурной жизни современного российского общества. Ставятся такие вопросы: правомочно ли сводить старинные иконы к категории произведения искусства или они являются только предметом религиозного почитания? Должны ли они храниться в церквах или в музеях?

Для большинства из тех россиян, которые работают в области консервации, иконы считаются одновременно выдающимися произведениями мирового искусства и великими святынями Православной Церкви. «Нужно восчувствовать душу иконы, чтобы ее понять, - говорит реставратор Алексей Хетагуров. -  Если ты на это не способен, можно ее испортить.  Для реставратора нужен 10-ти и даже 20-летний опыт кропотливой работы, чтобы приобрести такое разумение».

Обзор подготовили Семен Резник и Виктор Потапов

Голос Америки – обзор печати от 18 октября 2005 года

Hosted by uCoz